Graven – Обзор ретро-RPG, которая не оправдала ожиданий

  • Post published:July 2, 2022
  • Post last modified:April 8, 2024
  • Post category:Обзоры
  • Reading time:43 mins read

Разработчик Slipgate Ironworks и издатель 3D Realms (тот, что когда-то создавал шедевры про Duke Nukem) еще в 2020 году приготовил для олдскульных игроков сюрприз – Graven.

Эта игра долго находилась в раннем доступе и она наконец получила полноценный релиз 23 января 2024 года. Теперь перед игроками встал вопрос – а стоит ли она своих денег и времени? По моему мнению да, но в игре определенно есть свои нюансы о которых я расскажу в этой рецензии.

Ретро-хит, который не взлетел

Я бы сказал Graven – это смесь шутеров со множеством RPG элементов из прошлого: Heretic (1994), Duke Nukem 3D (1996) и Dark Messiah (2006). Здесь предстоит и стрелять, и использовать магию, и сражаться в ближнем бою, и помимо этого еще подпитываться зельями лечения с маной.

Игрокам предстоит побывать в шкуре изгнанного безымянного жреца, который прибывает в город в поисках ответов на вопросы, но вот не задача – вся территория окутана неизвестной чумой. Многие попросту не выжили и превратились в монстров. Оставшиеся же жители ожидают спасения в сложно произносимом городе Cruxfirth.

Если судить по первым минутам игры, может на первый взгляд показаться, что эта игра будет от силы на 10 часов, но я был приятно удивлен увидеть здесь достаточно просторные и почти свободные для исследования локации. Здесь можно найти множество скрытых комнат с тайниками, рычагов с дверями, развилок, а после продвижения по сюжету игрок и вовсе волен вернуться в любое место и продолжить искать какие-нибудь секреты, решать головоломки или просто фармить золото. Опыт тут кстати не завезли, а жаль.

Золото здесь пожалуй один из самых важных аспектов игры – оно в любом случае вам пригодится для покупки новых зелий лечения, апгрейда оружия и книги заклинаний. В полной версии список возможностей значительно расширился – разработчики добавили много нового оружия, локаций и заданий к следующим эпизодам.

Ожидания и реальность

Положительные моменты

Graven выполнена на Unreal Engine 4 и у разработчиков получилось передать дух ретро-шутеров из девяностых. Игра получила приятный визуальный стиль, а мрачная фентезийная атмосфера только подпитывает интерес.

В начале игры Graven предлагает достаточно крупную территорию с портовым городом. Эта территория окутана чумой, где можно полазить по руинам замка, библиотеке, болотам, подземельям кишащим зомби и особняку. Из интересного здесь стоит отметить то, что все эти локации по мере прохождения соединяются воедино с городской площадью и перед вами предстает полная картина всей доступной местности.

Из особого бонуса стоит упомянуть полностью рабочий кооператив рассчитанный аж до 8 игроков! Взаимодействия между игроками здесь нет. Никакого обмена, чата или огня по своим тут нет, но игру можно пройти вместе от начала и до конца.

После чумного города игроков ждут заснеженные долины и пустыни с новыми игровыми механиками, куча нового оружия, и конечно задания, которые заставят побродить по миру ради ценных наград.

Проблемные места

Увы, но у Graven есть ряд весомых недостатков, с которыми придется мириться и эта ретро-атмосфера никак не перекроет все минусы. В процессе прохождения я столкнулся с проблемами баланса, которые становятся ощутимыми в середине игры. Врагов становится невероятно много, они обзаводятся щитами и броней, а игрок все так же может умереть за пару ударов от какой-нибудь ядовитой вороны или толпы зомби.

Бои с врагами тут тоже весьма специфичные – они могут вести себя непредсказуемо и попадать по игроку даже если отойти в сторону или попытаться ударить сбоку. Бьют они очень больно, а если врагов больше четырех, то шансы умереть кратно возрастают. Единственным спасением станет дальнобойное оружие, вроде арбалета или баллисты. С ним вы сможете легче уворачиваться от атак, но патроны, конечно же рано или поздно закончатся и вам придется брать в руки меч. Ко второму эпизоду проблема решается тем, что у вас появляется больше оружия с разными видами патронов.

Броня здесь встречается крайне редко и в ограниченном количестве, а золота постоянно не хватает. Зелья часто заканчиваются, а патроны на огнестрельное оружие тоже можно считать некоторой роскошью. Во благо экономии ресурсов, единственным вариантом в начале игры остается только умирать или сражаться при помощи посоха/меча. При смерти игрок также теряет некоторое количество золота, поэтому проблема с покупкой предметов стоит достаточно остро.

Возникает вопрос – а можно ли поменять сложность и избавиться от всех этих проблем? И да, и нет. В игре присутствует выбор сложности, но от этого меняется лишь количество врагов и их комбинации. Даже если вы будете играть на легкой сложности, враги будут все так же убивать вас, а их здоровье останется неизменным.

Я так же заметил, что в этой игре очень много разрушаемых объектов. Звучит это конечно круто, ведь из них может так же выпадать ценное золото, склянки здоровья, патроны для оружия или осколки маны. Но это так же создает одну колоссальную проблему – Все эти ресурсы зачастую можно найти именно в тех самых ящиках, вазах и бочках (в редких случаях с врагов, которые больно бьют). От этого Graven превращается в какой-то скудный симулятор разбивания ящиков. Игра банально вынуждает игроков постоянно смотреть под ноги и искать, чего бы такого разбить и найти что-то ценное. По крайней мере разбивать и взрывать все эти ящики с вазами вполне приятно. Звуки и эффекты разрушения тут сделаны на отличном уровне.

Отдельно стоит поговорить и про заклинания. Здесь их всего три! Поджигание, которое едва ли наносит какой-то урон по противникам и пригодится в основном для уничтожения баррикад или бочек. Оглушение позволяет открывать запертые врата, крутить механизмы, либо оглушать любого противника на 2 секунды. Последнее заклинание Заморозка появляется со второго эпизода и оно помогает замедлять врагов и замораживать поверхность воды. Улучшения для этих заклинаний стоят не дешево – от 3000+ золота и для них требуются редкие руны – весьма немалая сумма, но как по мне эти деньги лучше потратить на апгрейд вашего оружия.

Также по какой-то причине разработчики убрали карту, которая была в раннем доступе, поэтому готовьтесь долго плутать по территории если вы не слишком запоминаете местное окружение. Как по мне, ориентироваться можно и без нее, но вот заметки делать все же стоит.

И помимо вышеуказанных проблем, я так же столкнулся с некоторыми багами, застреваниями врагов, левитирующими предметами и просадками кадров (видимо сказывается оптимизация на Unreal Engine 4).

В очень редких случаях может даже случиться вылет из игры по вине движка. Каждый такой вылет или повторная загрузка возвращает героя в город, а контрольные точки здесь работают только на текущую игровую сессию. К сожалению или счастью бегать в Graven придется часто, а точек для телепортации в другие части мира здесь не предусмотрено.

Плюсы и минусы игры

Плюсы:

  • Ретро стилистика
  • Имеется система прокачки оружия и заклинаний
  • Кооператив до 8 игроков
  • Много видов врагов и оружия
  • Мини головоломки
  • Большие локации со множеством развилок и бектрекингом
  • Приятная музыка и спецэффекты
  • Игра поощряет исследование мира

Минусы:

  • Диалоги здесь не озвучены (кроме сюжетных катсцен)
  • Ресурсы приходится искать в разбиваемых предметах
  • Игра работает на неоправданно требовательном движке
  • Отсутствует карта локаций (была в раннем доступе)
  • Присутствуют баги и провалы оптимизации
  • Проблемы с балансом
  • Всего лишь 3 босса + 1 опциональный
  • Сложность игры влияет только на количество врагов
  • Сюжет не отвечает на все вопросы

Подводя итоги

Игра получилась достаточно средней – даже фанаты ретро шутеров не станут засиживаться здесь надолго. Конечно, тут есть кооператив, красивая олдскул-графика и много секретов, но вся игра сводится к брождению по большим уровням и однообразному убийству несбалансированных врагов.

Наверняка эта игра подойдет не всем. Я лично советую Graven тем, кто застал культовые шутеры из 90-х, или по крайней мере современные адаптации по типу Amid Evil, Dusk, Ultrakill.

Учитывая, что в игре наблюдаются проблемы с балансом и умирать тут придется часто, то я советую поставить легкую сложность. Квесты тоже не самые интуитивные, поэтому побродить по всем углам точно придется.

Если вас заинтересовала данная игра, то я так же советую вам взглянуть на еще один ретро-шутер очень похожий на Quake – Wrath Aeon of Ruin, на который я так же сделал отдельную рецензию.