Graven – Ретро RPG с большим потенциалом

  • Post published:July 2, 2022
  • Post last modified:October 16, 2022
  • Post category:Обзоры
  • Reading time:6 mins read

Издатель 3D Realms (тот, что когда-то создавал шедевры про Duke Nukem) еще в 2020 году приготовил для олдскульных игроков сюрприз – Graven.

Эта игра пока еще находится в раннем доступе, но это не мешает пощупать данный проект и решить для себя – стоит ли она своих денег и времени? По моему мнению да, но есть некоторые нюансы о которых я расскажу в этой рецензии.

Потенциальный ретро-хит

Я бы сказал Graven – это помесь шутеров со множеством RPG элементов: Heretic (1994), Duke Nukem 3D (1996) и Dark Messiah (2006). Здесь предстоит и стрелять, и использовать магию, и сражаться в ближнем бою, и помимо этого еще и подпитываться зельями лечения с маной.

Игрокам предстоит побывать в шкуре изгнанного безымянного жреца, который прибывает в город в поисках ответов на вопросы, но вот не задача – вся территория окутана неизвестной чумой. Многие попросту не выжили и превратились в монстров. Оставшиеся же жители ожидают спасения в сложно произносимом городе Cruxfirth.

Если судить по первым минутам игры, может на первый взгляд показаться, что эта игра от силы будет на 2-4 часа, но я был приятно удивлен увидеть здесь достаточно просторные и почти свободные для исследования локации данной игры. Здесь можно найти множество скрытых комнат с тайниками, рычагов с дверями, развилок, а после продвижения по сюжету игрок и вовсе волен вернуться в любое место и продолжить искать какие-нибудь секреты, решать головоломки или просто фармить золото.

Золото здесь пожалуй один из самых важных аспектов игры – оно в любом случае вам пригодится для покупки новых зелий лечения, апгрейда оружия и книги заклинаний. Вероятно в полной версии список возможностей расширится, но пока имеем что имеем.

Ожидания и реальность

Положительные моменты

Учитывая, что игра все еще находится в раннем доступе, а обновления не выходят так часто как хотелось бы, в этой игре есть на что посмотреть.

Graven предлагает достаточно крупную территорию (предположительно весь первый акт) с портовым городом. Эта территория окутана чумой, где можно полазить по руинам замка, болотам, подземельям кишащим зомби и особняку. Из интересного здесь стоит отметить то, что все эти локации по мере прохождения соединяются воедино с городской площадью и перед вами предстает полная картина всей доступной местности.

Из особого бонуса даже по меркам раннего доступа стоит упомянуть полностью рабочий Кооператив рассчитанный аж до 8 игроков! Взаимодействия между игроками здесь нет. Никакого обмена, чата или огня по своим тут нет, но это пока. Возможно в полной версии мультиплеер так же обзаведется PVP режимами или например игровыми механиками для нескольких игроков.

Разработчики так же обещают добавить зимние и пустынные локации, но в раннем доступе на них посмотреть пока не дают. Очевидно игрокам еще лишь предстоит увидеть множество новых врагов, оружия, опциональных заданий, законченный сюжет с озвученными диалогами и полную локализацию на разные языки.

Проблемные места

В процессе прохождения я столкнулся с проблемами баланса, которые становятся ощутимыми в середине игры. Врагов становится невероятно много, они обзаводятся щитами и броней, а игрок все так же может умереть за пару ударов от какой-нибудь ядовитой вороны или толпы зомби.

Броня здесь встречается крайне редко и в ограниченном количестве. Купить ее нельзя, а золота постоянно не хватает. Зелья часто заканчиваются, а патроны на огнестрельное оружие тоже можно считать некоторой роскошью. Во благо экономии зелий и патронов, единственным вариантом здесь пока остается только умирать и сражаться при помощи меча. По крайней мере радует то, что игра никак не наказывает за каждую смерть, а просто воскрешает игроков рядом с контрольной точкой.

Я так же заметил, что в этой игре очень много разрушаемых объектов. Звучит это конечно круто, ведь из них может так же выпадать ценное золото, склянки здоровья, патроны для оружия или осколки маны. Но это так же создает одну колоссальную проблему – Все эти ресурсы зачастую можно найти именно в тех самых ящиках, вазах и бочках (в редких случаях с врагов, которые больно бьют). От этого Graven превращается в какой-то скудный симулятор разбивания ящиков. Игра банально вынуждает игроков постоянно смотреть под ноги и искать что бы такого разбить и найти что-то ценное. По крайней мере разбивать и взрывать все эти ящики с вазами вполне приятно. Звуки и эффекты разрушения тут сделаны на отличном уровне.

Отдельно стоит поговорить и про заклинания. Здесь их всего два! Поджигание, которое едва ли наносит какой-то урон по противникам и никак не позволяет поджигать землю для нанесения альтернативного урона, и Оглушение. Название говорит само за себя. Игрок может использовать это заклинание для открытия запертых врат либо оглушать любого противника на 1-2 секунды. К сожалению в большинстве случаев в этом нет никакого смысла. Враги быстро выходят из оглушения и все так же наносят сокрушающий удар, а мана кончается в считанные секунды. Улучшения для этих заклинаний стоят по 6,000 золота – весьма немалая сумма, но как по мне эти деньги лучше потратить на апгрейд вашего оружия.

И помимо вышеуказанных проблем, я так же столкнулся с некоторыми багами, застреваниями врагов и вылетами на рабочий стол (видимо сказывается оптимизация на Unreal Engine 4).

Каждый такой вылет или повторная загрузка возвращает героя на центральную площадь, а контрольные точки здесь работают только на текущую игровую сессию. К сожалению или счастью бегать в Graven придется часто, а точек для телепортации в другие части мира здесь не предусмотрено.

Возможно разработчики что-нибудь придумают позже и улучшат игровой процесс, а пока остается только ждать.

Плюсы и минусы игры

Плюсы:

  • Ретро стилистика
  • Интересная завязка сюжета с неотвеченными вопросами
  • Имеется система прокачки оружия и заклинаний
  • Кооператив до 8 игроков
  • Никакого штрафа за смерть здесь не предусмотрено
  • Много видов врагов
  • Мини головоломки
  • Большие бесшовные локации с множеством развилок и бектрекингом
  • Приятная музыка и спецэффекты
  • По продолжительности игра занимает 6-10 часов (Первый акт из раннего доступа)
  • Игра поощряет исследование мира

Минусы:

  • Диалоги здесь практически не озвучены
  • Симулятор разбивания ящиков в поисках предметов
  • Игра работает на неоправданно требовательном Unreal Engine 4
  • Игра может неожиданно вылетать на рабочий стол
  • Нет локализации
  • Проблемы с балансом к середине игры
  • Весь первый акт выполнен в однотипных зеленых (чумных) тонах

Подводя итоги

Может эта игра и остается сыроватой, а до релиза видимо еще далеко, но меня Graven лично много чем порадовал. Тут есть наличие кооператива, красивый средневековый ретро стиль, динамичные бои с врагами, приятный интерфейс, прокачка оружия и конечно же проработанные локации с секретами.

Вероятно эта игра подойдет не всем. Я лично советую Graven тем, кто застал культовые шутеры из 90-х, или по крайней мере современные адаптации по типу Amid Evil, Dusk, Ultrakill.

Если вас заинтересовала данная игра, то я так же советую вам взглянуть на еще один ретро-шутер очень похожий на Quake – Wrath Aeon of Ruin, на который я так же сделал отдельную рецензию.